Болотова Татьяна Степановна - дипломант областного конкурса "Лучшая школьная библиотека - 2007" в номинации "Диалог" - подробно представила систему работы по теме "Роль библиотерапии в социализации личности читателя". Реализованая программа "Золотое зерно" направленна на работу с читателями, находящимимся на домашнем обучении, школьниками, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Программа «Золотое зерно» рассчитана на читателей в возрасте от 14 до 16 лет. Состоит из трех блоков «Я хочу», «Я познаю», «Я могу» по 5 занятий. Время групповых встреч – 2 раза в месяц по 1 - 1,5 часа.

  Тематический план 

№ п/п

Название

Форма

I блок «Я хочу»

1

«Мое «Я»»

Тренинг

2

«Я несчастен – и не знаю почему…»

Громкие чтения. Библиотерапевтический сеанс.

3

«Мечта – путь к успеху»

Тренинг

4

«Как стать счастливым»

Философский стол

5

«Счастье – это когда тебя понимают!»

Читательская конференция

2 блок «Я познаю»

6

«Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться»

Ток-шоу:

7

Тренинг на развитие стрессоустойчивости

Тренинг

8

«Наивные сказки»

Громкие чтения. Библиотерапевтический сеанс.

9

«Биоритмы: время в твоих руках»

Час интересных сообщений

10

«Как справиться с лишними килограммами»

Библиографический обзор

2 блок «Я могу»

11

«Я сказки первые вовеки не забуду»

Литературная юмористическая игра

12

«Я знаю: я немножко, но поэт».

Литературная гостиная

с выпускницей О. Селиверстовой

13

«Увлечение длиною в жизнь»

Встреча с родителем, педагогом ДТТ А.И. Торгонским.

14

«Веревочный курс»

Тренинг

 «Счастье – это когда тебя понимают!»

Читательская конференция

Цель:

  1. Воспитание нравственных качеств личности подростка.
  2. Научиться синтезировать ситуацию чтения, использовать психотехники устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

 Библиотерапевтические задачи:

Найти пути решения проблемы взаимоотношений педагога и подростка, становление своего «Я», поиск себя, выход из ситуации вечного неудачника переживающего чувство вины.

 Атрибуты: листы бумаги, карандаши. Тексты Б. Полонского «Доживем до понедельника». 

Ход:

Часть 1. Читательская конференция.

Сведение об авторе, истории создания произведения. (Читатель.)

 Чтение отрывка из книги: «Видно, что-то случилось с машиной отмеривающей неудачи. Что-то сломалось – они посыпались на него так, как не сыпались никогда».

 - Знакомо вам это чувство?

- Что помогло вам выйти из затруднительного положения?

- Вдруг ли создалась такая ситуация у героя книги? Что помогло ему пережить стресс?

- Как вышел из этой ситуации герой Илья Семенович Мельников?

 «Нам надо ежедневно доказывать [им, детям], что мы лучше, чем о нас думают… Каждый день. Каждый урок. А если не можем, так давайте заниматься другим ремеслом. Где брак обходится дешевле».

-  Что автор хотел сказать этими словами?

- Имеет ли любой педагог право на любовь и уважение?

- Имеет лм право подросток на уважение прав личности?

- Бойкот любимому учителю – выход из создавшейся ситуации?

«Счастье – это когда тебя понимают!»

 - Что понимаете вы под этими словами?.

Итог:

 «Человек – хозяин своей судьбы. Каждый своей судьбы достоин, но судьба – это как крепость, которую надо покорить. Или сберечь, оборонить. А оборона крепости, как говорят стратеги, начинается еще на подходах к ней».                                                                                 С. Рыков

 Часть 2. Рефлексия:

Представьте себя в виде какого-нибудь животного или птицы. Рисуют.

 Часть 3. Работа с источником. Чтение отрывка «Поиск себя»

«Илья Семенович провел пальцами по книжным корешкам. Поднял с пола кнопку и пришпилил свисавший угол карты… Потом взял мешок и принялся рисовать на доске что-то несуразное.

Он оклеветал самого себя: сначала вышел нос с горбинкой, потом его оседлали очки, из-под них глянули колючие глаза… Вот очерк надменного рта, а сверху, на черепе, посажен белый чубчик, похожий на язык пламени…

Все преувеличен, все гротеск, а сходство схвачено, и еще как остро! Мельников подумал и туловище нарисовал… птичье! Отошел, поглядел критически и добавил кольцо, такое, как в клетке с попугаем. Теперь замысел понятен: тов. Мельников – попугай.

Но он был недоволен. Туловище стер и на сей раз несуетливыми, плавными штрихами любовно обратил себя в верблюда!

И опять ему показалось, что это не то… И не дилетантская техника рисования смущала его, а существо дела: это шел «поиск себя»…»

Итог.

Литература

  1. Дольник, В. Р. Вышли мы все из природы [Текст] : беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. – М. : LINKA PRESS, 1996. – 328 с.
  2. Полонский, Г. Доживем до понедельника [Текст] / Г. Полонский. – М. : «Бамбук», 1999. – 156 с.

 Сайт создан на основе конструктора сайтов Yandex Болотовой Т.С. и Стрельцовой Ф.В.

счетчик посещений