Как стать читателем

 

    Английский историк Маколей, живший в прошлом веке, написал однажды, обращаясь к маленькой девочке, замечательное послание: «…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги; и когда она доживёт до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королём – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами, поили вином, укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, - я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королём – но без библиотеки».

 Прочитай - запиши - перечитай

Чтобы труд читателя не пропал даром, он записывает для себя самое-самое главное. Как это делать лучше? С. Соловейчик советует: «Когда медленно, внимательно читаешь хорошую книгу, то часто останавливаешься: умная мысль… прекрасное выражение… дельные слова… Хорошо бы запомнить! Но всё запомнить трудно, да и не станешь же выучивать наизусть…

Нужна общая тетрадь. Её называют обычно «Дневник читателя», но это слишком серьёзно и официально. Просто моя общая тетрадь, в которой первые две-три страницы остаются чистыми. Каждый раз, когда читаешь и встречается что-то такое, с чем жаль расставаться, достаешь тетрадь, напишешь имя автора, заглавие, год и место издания книги, а потом без всяких формальностей выписываешь всё, что тебе кажется важным. Иногда дословно, иногда своими словами, иногда записываешь попутно возникшую мысль – может, и не имеющую прямого отношения к книге, но вызванную чтением её. Нужно только выработать свою систему знаков, чтобы потом, через годы, можно было точно различить, что – цитата, что – пересказ, а что – твоя мысль. После каждой выписки цифр: страница книги. Если понадобиться, всегда найдёшь.

Бывает, что из толстой книги выпишешь две строчки; бывает, тонкую брошюрку почти всю перепишешь. Бывает, что прочитал книгу, а от неё и следа в тетради нет. Тетрадь не для отчёта, не для самоотчёта, в ней всё должно быть свободно, как нравится. Тетрадь – мой мир, и даже страшно представить, что кто-то будет читать её, кроме меня, хотя это не дневник и вроде бы ничего личного здесь нет.

Когда тетрадь кончится, можно пронумеровать страницы и на первых чистых листах составить оглавление. Это самая большая драгоценность. Тетрадь к тетради, понемногу не гонись за их количеством, - и вот их уже десять, пятнадцать. В свободное время их перелистываешь, просматриваешь, вспоминаешь прочитанные книги, вновь вдумываешься в мысли, которые когда-то понравились, - всё твоё. Даже если книга стоит на полке, лучше выписать из неё всё, что нужно. Подчёркивать и в своей книге жалко – лишь изредка, самым лёгким карандашиком, едва прикасаясь, да и то в научной книге, не в художественной. Подчёркивать что-то в стихах Пушкина? Почему-то это кажется кощунством? Но если бы я увидел, что кто-то из знакомых подчёркивает в библиотечной книге, боюсь, что моё знакомство на этом кончилось бы. Не потому даже, что книга чужая, испортил чужую вещь. Книга – не вещь, книга – книга. Но надо быть очень неделикатным, грубым человеком, чтобы подчеркнуть хоть слово, зная, что после тебя кто-то будет читать книгу и остановится на подчёркнутом.

Подчёркивать, выписывать – это дело личное, секретное, моё дело; как же можно мысли свои выставлять напоказ? С человеком, который способен на это, опасно дружить и даже быть знакомым.

 Советы Семёна Соловейчика несчастному, не любящему читать никакие книги.

1.      Найди свою первую интересную книгу – КЛЮЧ! (в библиотеке, у друзей, поищи на домашней полке).

2.      Поставь себе цель: читать каждый день хоть час, хоть полчаса (даже если не интересно).

3.      Учись делать выписки из книг.

4.      Заведи общую тетрадь для выписок.

5.      Старайся делать только короткие выписки, не больше полстранички в тетради: их легче просматривать.

6.      Обязательно оставляй поля для будущих пометок!

7.      Учитывай прочитанное. Разыскивай книги, которые тебе надо прочитать.

8.      Постарайся определить, что тебя больше всего интересует и прочитай все книги на эту тему (военная техника, жизнь Пушкина, всё о попугаях, история кино).

9.      Быть знатоком в чём-нибудь – большая редкость, но нельзя любить фантастику не читая классику фантастики: Жюля Верна, Лемма, Ефремова или братьев Стругацких.

10.  Поставь перед собой задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! Ищи свои пути, прояви собственную хитрость… зато у тебя появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах. Жизнь станет куда интересней!

    Соловейчик, С. Учение с увлечением [Текст] / С. Соловейчик. – 2-е изд. – М. : Дет. лит., 1979. – С. 158 – 171.

    Есть ли будущее у книги?

      Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у КНИГИ будущее. Линдгрен ответила: «С таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы, у детской песенки, у майского дождя?.. Лучше спросить: есть ли будущее у человека?.. если оно есть у человека, оно есть и у книги. Потому что, если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись… для многих, многих книги так же нужны, как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей. В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые не умрут. Они все там – «Одиссея» и «Божественная комедия», «Война и мир» и «Давид Копперфилд»…Я надеюсь, что вы будете любить книги так же сильно, как люблю их я. Я не только люблю их читать, я люблю трогать их, ощущать их, знать, что они принадлежат мне…».

 Волшебница из Швеции Астрид Линдгрен http://bk-detstvo.narod.ru/lindgren.html

 Сайт создан на основе конструктора сайтов Yandex Болотовой Т.С. и Стрельцовой Ф.В.

счетчик посещений