Стихотворная речь – разновидность мерной речи, характеризующаяся определенными закономерностями ритмической организации, особенно повторением ритмических единиц того или иного объема (стоп, стихотворных строк, строф и т.п.).
История Всемирного дня поэзии в России Всемирный день поэзии был учрежден на 30-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО в 1999 году. Делегатами ассамблеи было принято решение отмечать этот праздник ежегодно 21 марта.
Первый день поэзии 21 марта 2000 года прошел одновременно в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в московском «Театре на Таганке». На празднование 11-го Всемирного дня поэзии в 2010 году приехали уже не только москвичи и жители Подмосковья, но и поэты из других регионов. Всемирный день поэзии поддерживают самые крупные литературные порталы нашей страны Стихи.ру и Проза.ру.
|
Легко ли стать писателем? Когда пишут первые стихи? Кто такие барды? "Встречи у камина" ответят на все твои вопросы. У нас в гостях ученица 8 класса МОУ "Основная специализированная школа № 23" Светлана Позднякова. Её первое стихотворение "Мама" было опубликовано в нашей школьной газете "Солнечный каламбур" . Александр Федорцев - представитель Ленинск-Кузнецкого творческого объединения любителей авторской песни "Эдельвейс", гость нашего сайта.Советы начинающим Большинство людей пишет стихи только для своего удовольствия. Начинающие обычно относятся к тем, кому и до этого нравилась поэзия, и вот увеличение свободного времени или еще какие причины позволяют попробовать себя непосредственно в сочинительстве. С чего начать, как найти единомышленников, где публиковаться?
Поэзия является одной из самых неоднородных литературных форм, в ней возможно то, о чем и речи не идет в прозе. Стихотворение можно написать за какие-нибудь мгновения, в отличие от романа, на который у некоторых уходят годы. Независимо от стиля, которого придерживается автор, композиционного построения и т.п., любое стихотворение обычно можно хоть где-нибудь напечатать (начиная от городской газеты и заканчивая толстым журналом), при условии, что вы для этого приложите все силы.
Тем не менее, поэзия не так уж и легка. В малой форме автор стремится высказать очень многое, что требует, зачастую, недюжинной концентрации при чтении, не говоря уже о написании. Первые шаги далеко не всегда удачны. И все же, даже самое приземленное стихотворение может быть живым и запоминаемым, вызывая теплый отклик со стороны читателя. А это многого стоит, даже несмотря на то, что сегодня поэзия ценится совсем не так, как ранее. Из-за любви модернистов к экспериментам, антиреализму, индивидуализму и интеллектуализму цели и задачи поэзии существенно сузились. Стихи перестали быть наивысшей формой творчества, а каким-то продуктом, который можно штамповать по шаблону, внося лишь изредка небольшие изменения. Постмодернисты только усугубили эту ситуацию. Писатели стали самозванными духовными стражами языка, выпячивая его словообразующую и оценивающую стороны в ущерб более традиционным способностям описывать, анализировать и открывать.
Тот, кто пишет только для себя, может спокойно игнорировать всех остальных, не встревая в споры и не составляя манифесты. Возможности для него кажутся безграничными, по крайней мере, на первый взгляд. Хоть современные пьесы и фильмы уверенно шагают в ногу с современными технологиями, потчуя нас историями из "настоящей жизни", активно используя различные "новоязы" и жаргоны всех мастей, выражая "прогрессивный" взгляд на моральные ценности, с ними сосуществуют произведения, которые уже десятки, сотни лет радуют наши сердца, заставляют заново перечитывать себя, каждый раз помогая открыть что-то новое в самом себе и в окружающей действительности. Настоящий талант, искренность и целеустремленность помогают делать любую вещь современной и жизненной.
Успех приносит удовольствие, а оно как раз и есть наивысшая награда автору. Несомненно, не имея таланта, сложно достичь чего-либо значимого. Но и любой талант зачахнет без полного погружения в творчество, увлеченности и искреннего удовольствия от приложения литературных способностей. Природный дар и упорный труд одинаково важны в поэзии, и удовольствие служит стимулом для обоих. С чего начать
1. Вступите в клуб любителей поэзии в вашем городе, если такой есть. Сочинительство и так подразумевает достаточно одиночества, а моральная поддержка и общие цели скрасят путешествие по холодным пустыням творчества.
2. Будьте реалистом. Даже лучшие поэты - не кинозвезды и редко получают достойную материальную отдачу от трудов своих. Удовольствие от созидания должно быть достаточной наградой.
3. Всесторонне работайте над собой. Как и любой вид искусства, поэзия - это мир острых противоречий, стремительных взлетов и глубоких падений, лицемерия, вымысла и откровенного безумия. Попробуйте себя во всем.
4. Читайте биографии поэтов. Вы сможете лучше понять их творчество и жизненные перипетии, которые могли на него повлиять.
5. Хороший учебник никому еще не вредил. Ваш стиль может быть каким угодно, но базовые принципы неизменны. Нельзя писать хорошо, не понимая, что и как происходит в поэзии.
6. Окунитесь в литературную жизнь. Окружите себя книгами. Не бойтесь посидеть с записной книжкой на свежем воздухе (на улице вдохновение можно встретить чаще, чем за письменным столом). Вступайте в литературные объединения. Поэзия - превосходный способ заводить друзей… (с)2000 Litlangs. (c)2001 Перевод и адаптация - Геннадий (http://for-te.ru) оригинал статьи - на сайте http://www.poetrymagic.co.uk/
|
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает: - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.
Девочка во поле с дудочкой ивовой, чем ты поранила веточку вешнюю? Плачет у губ она утренней иволгой, плачет все горше и все безутешнее.
Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
Леший бороду почесывает, Палку сумрачно обтесывает.
В зависимости от совпадения звуков различается рифма точная и неточная Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие. Согласные фонемы различаются: 1) по месту образования 2) по способу образования 3) по участию голоса и шума 4) по твердости и мягкости 5) по глухости и звонкости
Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное. Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования). Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты. Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа). Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы). Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков. Автором статьи Genadz (vers@al.ru) использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982.
|