Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери 

Причины потери интереса к учёбе у первоклассников

 Уважаемые родители первоклассников!

   Вопрос об учебной мотивации школьников волнует многих из вас – об этом свидетельствуют ваши вопросы. Ваше беспокойство понятно. Ведь от того, насколько ребёнок с самого начала своей учебной деятельности будет заинтересован в получении новых знаний, зависит его успешность и самореализация в будущей взрослой жизни. В сегодняшней статье мы поговорим о причинах, которые могут вызвать потерю интереса к учёбе.

  Итак, причина первая – уроки преподаются в неинтересной для малыша форме. Первокласснику трудно освоить обязательный предмет, если его скучно объясняют. Многие школьники склонны получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредоточены. В противном случае интерес к школе у таких учеников заметно угасает уже на начальном этапе обучения. Заканчивается это тем, что любознательный по природе своей и способный ребёнок надолго попадает в разряд троечников.

   Причина вторая – индивидуальные особенности психики ребёнка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче. Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверенны в себе, несмотря на ярко выраженную способность образно представлять информацию об окружающей действительности. Таким образом, если учитель не принимает во внимание то, каким способом ученик перерабатывает информацию, последний может потерять интерес к учёбе.

  Причина третья – индивидуальные особенности личности ребёнка. Нервная система каждого ученика по-разному реагирует на проблему решения задачи. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению. Они тянут руку и пытаются ответить на вопрос учителя, даже не дослушав его до конца. Даже если они отвечают неправильно, учителя хвалят их за то, что они принимают активное участие на уроке. Флегматики и меланхолики, скорее, не станут выкрикивать мгновенно пришедшее на ум решение задачи, они медленно, тихо и спокойно придут к верному ответу на вопрос. Но большинству учителей импонируют более активные ученики, которых они постоянно хвалят. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут всё сделать быстро, как холерик, и аккуратно, как хочется такому ребёнку. В результате возникающей соревновательности у детей со слабым типом нервной системы снижается самооценка.

  Причина четвёртая – особенности воспитания ребёнка в семье. Если родители предъявляют жёсткие требования к поведению дошкольника (особенно до трёх лет), то в школе такой ученик воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждёт наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. А независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

  Причина пятая – ребёнка может не устраивать организация учебной среды, начиная от слишком большого (или малого) количества соучеников до художественных элементов оформления класса.
Мы рассказали об основных причинах, которые могут спровоцировать у первоклассника потерю интереса к учёбе. Но это далеко не полный перечень. У вашего ребёнка могут быть другие причины. Поэтому каждый конкретный случай должен быть изучен психологом и педагогом школы. Не оттягивайте свой визит к специалистам. Без их помощи вам не обойтись.

  По материалам прессы

 Как помочь легко учиться

Памятка для родителей

Чтение

1.      Читать каждый день не менее 15 минут.

2.      Стихи дома читать не один раз (3-5 раз).

3.      Четко проговаривать окончания слов при чтении.

4.      Делать логическое ударение (выделять голосом слова, которые выражают основную мысль предложения).

5.      Соблюдать логические паузы (останавливаться на . , ! ? _ : … ;).

 Русский язык

1.      Обращайте внимание на речевое высказывание Вашего ребенка.

2.   Словарные и труднонаписуемые слова заучивать, проговаривать каждое слово по слогам.

Проговаривать, куда в слове падает ударение (на какой по счету слог)

Выделять безударные гласные, требующие запоминания при письме.

Выделять согласные, требующие запоминания (если таковые есть в слове)

3.    Упражнения не просто списывать, а выполнять данные к нему задания (задания могут стоять как перед, так и после текста упражнения).

4.    Своевременно повторять (заучивать) правила, пройденные на уроке.

5.   Проследить (по необходимости помочь) обязательное выполнение работы над ошибками в тетради для дальнейшего предотвращения ошибок в словах, в которых ребенком была допущена ошибка.

6.    При возникновении затруднений любого вида учитель рад помочь Вам и ребенку консультацией.

 Математика

1.      Обращать внимание на устный счет в каждой классной работе. (Если Вы замечаете много исправлений или отсутствие ответа, проконсультируйтесь с учителем о виде задания, которое необходимо отработать).

2.  Если при выполнении домашнего задания у ребенка возникли затруднения, проконсультируйтесь с преподавателем, как правильно объяснить задание или договоритесь о дополнительной помощи (дополнительном занятии) с ребенком для устранения пробелов.

3.     При решении задачи необходимо выполнять чертеж (схему, таблицу, рисунок…).

Природоведение

1.      Помочь повторить ребенку параграф, пройденный на уроке. Повторить вывод всего параграфа, помещенный в красной рамке. Оказать необходимую помощь в ответах на вопросы к параграфу.

2.      Проверяйте всю работу ребенка.

                                       Ведение тетрадей        

Обращать внимание на каллиграфию, правильное и красивое письмо цифр, букв; на правильность оформление работы.

 Общее

(НО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ)

   Ежедневно просматривайте вместе с ребенком его тетради и дневник.

   В тетради по каждому предмету обязательно найдите то, за что можно похвалить ребенка.

  Выполняя советы памятки и сотрудничая с учителем, Вы, дорогие родители, делаете труд своего ребенка ненапрасным и радостным. Вы помогаете ему легко учиться!  

 Сайт создан на основе конструктора сайтов Yandex Болотовой Т.С. и Стрельцовой Ф.В.

счетчик посещений