Как стать читателем


 

 

Надо научиться быть читателем медио

 Оказывается недостаточно быть хорошим читателем, чтобы потреблять медиа информацию, надо знать, как её следует правильно воспринимать, чтобы не оказаться объектом манипуляции. Сделать это для гуманитариев не очень трудно, но для тех, кто не имеет гуманитарного образования, попасться на крючок медиа-писателей очень легко. Просматривая иногда информацию в интернете, удивляюсь порой, почему так популярны сайты или блоги, в которых, на мой взгляд, нет никакой полезной информации. Но умелые копирайтеры или рерайтеры могут написать так, что простой, несведующий читатель может легко попасться в их сети. Как этого избежать? Надо начинать учиться потреблять медиа информацию со школы, считает Василий Гатов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати, и я с ним во многом согласна. Далее идет ролик, где В.Гатов излагает свой взгляд на вопрос коммуникации.

Какими были книги в IX веке?

                   Печатные книги возникли не сразу:
                   Писец переписывал каждую фразу.
                   Глаза уставали, дрожала рука.
                   И так продолжалось века и века.
                   Без людей, без друзей, в одиночку
                   Он на строчку нанизывал строчку.
                   Перепишет всего пару книг,
                   И глядишь – уже дряхлый старик. 

  Вся история развития человеческого разума связана с книгами. И это отнюдь не спокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Почему? Да потому что те несли слово Божие.  
    Книги не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть.

   На Руси широко пользовались в качестве писчего материала берестой. Так называли кору березы. Ее кипятили, соскабливали внутренний слой, затем обрезали, придавая нужную форму. Буквы процарапывали острым железным или костяным стержнем – писалом. Даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым и доступным материалом. Так в «Житии Сергия Радонежского» упоминается монастырь – до того бедный, что даже «книги не на хартиях писаху, а на берестах».
    Хартия, или пергамент, - это кожа крупного или мелкого скота, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала. 
    Интересна история его появления.
   Александрийская библиотека - одно из семи чудес Древнего мира. Соперничать с ней могла только библиотека в государстве Пергам, который находился на территории современной Турции. Его правитель Евмен решил превзойти прославленное чудо. Когда об этом узнали в Египте, то запретили вывозить папирус ( растение, растущее по берегам реки Нил ). В Пергаме же папирус не рос. Тогда они и изобрели новый материал для письма – пергамент, который был удобнее, а главное, намного долговечнее папируса. Использовался он вплоть до изобретения бумаги и еще долго соперничал с ней.
     Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетрадион», что означает «сложенный вчетверо».
   Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. А называлась такая книга «кодекс».
    Сшитые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Отсюда и пошло выражение «прочесть от доски и до доски».
   Создавали книги в монастырях. Трудились над ней многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец - заставки и буквицы, живописец иконный - миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный ( по металлу ) оформляли оклад (покрытие на книге ).
    Писали на пергаменте, а позднее и на бумаге гусиными перьями особыми чернилами, созданными на основе кислой жидкости с добавлением в нее дубовых орешков или ольховых стружек, а также кусочков ржавого железа и клеящего вещества. Такие чернила были золотисто-коричневыми, не утомляли глаза читателя и были очень стойкими. Киноварью писали так называемые красные строки – начальные слова или буквы. В особых случаях писцы использовали золото. Каждая буква не писалась, а скорее рисовалась, поэтому писец должен был обладать четким и красивым почерком.  
   Текст разделен на два столбца. Письмо сплошное - наши предки писали текст слитно, без членения на слова. Знаки препинания появились довольно поздно. Точка использовалась лишь для разделения важных отрывков текста.
   Кропотливый труд монахов приравнивался к самому высокому подвигу, ведь на создание только одной книги уходило 5 – 7 лет.
   Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Двух совершенно одинаковых книг не было и не могло быть. Каждая – шедевр. Поэтому стоила книга дорого. Ее можно было обменять на табун лошадей или на стадо коров.
   Большинство книг хранилось в библиотеках при монастырях, и пользоваться ими могли лишь богословы и ученые. Монастыри как тогда, так и сегодня служили и служат хранителями культуры и письменности.

Самарина Кристина, 16 л.

 Сайт создан на основе конструктора сайтов Yandex Болотовой Т.С. и Стрельцовой Ф.В.

счетчик посещений